Наша подросла

Адрес:

г. Челябинск,
ул. Молодогвардейцев, 26А
(перекрёсток
ул. Молодогвардейцев и пр-т Комсомольский)

Программы по возрастам

Мотивационная готовность к школьному обучению

Одна из проблем наших будущих школьников - это неравномерная готовность к школе. Если Ваш ребенок обладает достаточным уровнем знаний и умений, это еще не означает, что полностью готов к обучению. Давайте рассмотрим еще один важный компонент - мотивационную готовность.

Что это такое? Это желание ребенка идти в школу, вызванное адекватными причинами (мотивами). Вот они:

  • Учебный ("хочу учиться в школе, чтобы научиться чему-либо, стать другим, потому что мне нравится учиться"); если до школы у ребенка не было положительного опыта обучения (например, в каком-нибудь кружке), то и учебного мотива не будет.
  • Познавательный ("мне учиться интересно, там много узнают нового, много рассказывают"); одного такого мотива недостаточно для мотивационной готовности, т. к. он довольно быстро себя исчерпывает, проза жизни не интересна.
  • Позиционный ("хочу заниматься важным, значимым делом, "как взрослый", хочу чувствовать себя взрослым"). Этот мотив связан с изменением отношения взрослого к ребенку со стороны семьи - если игра кажется неважной для взрослых, то учеба - наоборот.

Теперь немного о неадекватных мотивах, по которым ребенок хочет идти в школу:

  • Игровой ("хочу в школу, т. к. там можно поиграть, там много ребят, там весело"); часто такой ребенок носит в школу игрушки, больше всего любит переменки).
  • Социальный ("учиться в школе необходимо, чтобы потом выбрать себе профессию, обеспечивать свою жизнь, без учения ничего не добьешься"). Вы можете удивиться, почему этот мотив неадекватный - ведь вроде, правильно рассуждает! Однако, не надо забывать, что Вашему ребенку 6-8 лет, а долгосрочная перспектива, о которой он "рассуждает" - новообразование только подросткового возраста. Таким образом, ребенок младшего школьного возраста может только повторять социально одобряемый вариант, который не является его собственным, внутренним.
  • Внешний (для учебного процесса). Их может быть множество, например, "я хожу в школу, потому что там не укладывают спать", "потому что мне купят портфель", "потому что туда идет Вася (друг)", "потому что там ставят пятерки", "потому что меня мама заставляет" и т. д.

Теперь рассмотрим тех, кто сразу заявляет, что не хочет идти в школу. Есть два варианта - "еще не хочет" и "уже не хочет". Это совсем не означает, что Ваш ребенок не готов к обучению, просто у него уже есть негативный опыт, на основании которого он заключил, что "в школе плохо".

Причин такого отношения может быть несколько:

Справиться своими силами с этими проблемами достаточно сложно, лучше до этого просто не доводить. Если все же Ваш ребенок упорно считает, что в школе плохо, лучше обратиться к специалисту, который поможет сформировать положительное отношение к обучению, подскажет, как лучше дать ребенку свой собственный положительный (!) опыт школы.

Что делать, если Ваш ребенок хочет в школу, не обладая адекватными мотивами? Адекватную мотивацию надо развивать! Конечно, специалист это сделает лучше, но и вы, дорогие родители, можете кое-что сделать.

Чем нам нравится заниматься больше всего? Конечно же, тем, что получается! Поэтому поощряйте своего ребенка, хвалите, чтобы ему нравился сам процесс обучения. Если что-то не получается - не ругайте его и не восклицайте "Да сколько же можно повторять, это же так просто!" Просто помогите, сделайте это вместе с ребенком. Вы, в данном случае, играете роль Учителя, и ребенок должен понять, что учитель именно помогает, работа идет совместно.
Хороший ход - поиграть в школу, меняясь ролями - пусть ребенок будет то учеником, то учителем. Это поможет ему лучше усвоить систему отношений в школе между педагогом и школьниками.

В нашем центре проводится психологическая программа «В школу с радостью!», направленная на формирование оптимальных для успешного школьного обучения  мотивов у ребенка. Программа рассчитана на детей, которые пойдут в школу на следующий учебный год. В результате участия в данной программе у ребенка будет сформировано эмоционально–положительное отношение к школе, он познакомится со школьными правилами,  примерит  «роль ученика» на себя, научится, как вести себя в различных школьных ситуациях.

Ваш ребенок освоит первичные навыки общения с людьми (умение слушать и слышать другого, договариваться, доносить до другого свое мнение, умение жить по правилам), освоит первоначальные навыки поведения в конфликтных ситуациях.