Наша подросла
г. Челябинск,
ул. Молодогвардейцев, 26А
(перекрёсток
ул. Молодогвардейцев и пр-т Комсомольский)
Авторские методики раннего развития, общий обзор.
Раннее развитие очень важно для малыша, его плюсы очевидны. Уже давно не секрет, что в первые пять лет своей жизни ребенок способен усваивать знания такими темпами, о которых дети старшего возраста могут только мечтать. Главное не упустить момент, и знать наиболее эффективные методы на каждом возрастном этапе.
Чем раньше начинать образование ребёнка, тем успешнее он будет развиваться и в дальнейшем. Но не все родители имеют возможность самостоятельно развивать своих малышей. Поэтому многие родители получают информацию в специализированной литературе, на специальных детских сайтах или в детских центрах. В любом случае им приходится сделать очень важный и непростой выбор – выбрать систему развивающих занятий. Но как разобраться в потоке сверхсовременных идей и предложений, как выработать свой собственный подход к воспитанию, свободный от модных течений и штампов, который принесет только пользу. Если вы решили основательно заняться развитием малыша, не пожалейте времени для начала на сбор информации о детских развивающих методиках. А таковых на сегодняшний день не так уж и мало. Мы кратко расскажем Вам об основных педагогических идеях и методиках, принятых сегодня в сфере раннего развития, а также в нашем центре.
Развивающих методик много, предлагаем рассмотреть наиболее известные из них. Многим родителям известны, такие имена как Глен Доман, Зайцев, Тюленин, Никитины, Мария Монтессори и т.д.
Чем отличаются или похожи методики?
Мария Монтессори, как врач понимала, что для духовного развития ребенка важно научить его чувствовать. Она раскрыла свой талант педагога, прежде всего в обучении детей моторике и сенсорике, а также в развитии у детей навыков письма, чтения и счета. Результатом ее работы, стали материалы для развития чувств. «Монтессори-материалы» являются составной частью, так называемой педагогической "подготовительной среды", которая побуждает ребенка проявить возможности его собственного развития через самодеятельность, соответствующую его индивидуальности. Главное, чтобы не заставлять ребенка воспринять одно за другим изолированные знания, а чтобы связать приобретенный опыт в единое целое. Связи становятся понятными, противоположности яснее, противоречия осознанными, выводы сделанными, а поведение контролируемым. Разнообразный сенсорный и моторный опыт превращается в "знание, ставшее плотью". Это направление развития личности ребенка опирается на утверждение: "В разуме нет ничего такого, чего прежде не было бы в чувстве". Материалы отвечают стремлению к движению у детей. Маленький ребенок узнает свое тело, строит схему своего тела, совершенствует координацию глаз, рук и ног, это способствует появлению все более точных и гармоничных движений. Мир постигается в истинном смысле этого слова. Движения, соединенные с впечатлениями и чувствами, создают основу для духовного развития.
Н. А. Зайцев - педагог из Санкт-Петербурга, автор новых направлений в методиках преподавания математики, грамматики.
В основу его системы обучения чтению положен не звуковой, не буквенный и даже не слоговой, а складовой принцип. Т. е. элементарной частицей речи в этой методике является не буква, не слог, а склад или осознанное мускульное усилие речевого аппарата. Склады в таблицах и на кубиках различаются по цвету, размеру, объёму, звучанию. Благодаря этому ребёнок без труда усваивает разницу между гласными и согласными, твердыми и мягкими, звонкими и глухими буквами и звуками.
Сам Николай Александрович Зайцев считает, что эту методику можно использовать для детей от 2 лет и больше она подходит для работы в группе.
Б. П. и Л. А. Никитины – педагоги-новаторы, родители семерых детей из подмосковного города Болшева. Они создатели принципиально новой системы воспитания и оздоровления детей в семье. Система Никитиных - это методы естественного развития и развивающие игры, это огромное количество идей для физического и интеллектуального развития ребёнка, это свобода творчества детей в занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Малыши занимаются, сколько хотят, сочетая спортивные занятия со всеми другими видами деятельности.
Все эти принципы были выработаны в практике жизни, в общении с детьми, многие родители пользуются ими интуитивно, неосознанно. Преследуя лишь одну цель: не мешать развитию ребенка, а помогать ему, причем не подавлять его в соответствии со своими какими-то замыслами, а наблюдать, сопоставлять и, ориентироваться на самочувствие и желание ребенка, создавать условия для дальнейшего его развития.
П. В. Тюленев - социолог, педагог, президент Ассоциации педагогов - новаторов. Он разработал "Метод интеллектуального развития ребенка", так называемую "Систему ускоренного обучения МИР" и предлагает использовать её во всех областях: от чтения до воспитания в ребенке качеств руководителя, предпринимателя. Что для достижения таких результатов нужно просто создать малышу соответствующую развивающую среду, начиная с рождения: "Будет ли ваш ребенок талантлив и умен, зависит от того, правильно ли вы выбрали кроватку, пеленки, погремушки и прочее, все, что будет вокруг младенца в период от 0 до 2-х лет, какие игрушки до 5 лет вы ему дадите?". Особенностью методики является её сквозной характер - все применяемые рекомендации постепенно усложняются, по мере взросления ребенка.
Глен Доман - американский педиатр, основатель филадельфийского института "Better Baby Institute" (BBI), который позже был назван "Институтом ускоренного развития ребенка", автор уникальной методики развития умственных способностей детей, самого раннего возраста. К началу 60-х годов его знаменитая работа с умственно отсталыми детьми привела к организации исследований по совершенствованию умственного роста нормальных детей. Основа его методики - визуальная и физическая стимуляция с рождения. Доман считает, что учеба эффективна только в период роста мозга. А мозг человека растет до семи - семи с половиной лет, но сильней всего он растет именно в первые три года жизни. Исходя из этого, свою систему он построил для малышей от 2 до 4 лет. В этом временном промежутке ребенка можно обучить чему угодно - от иностранного языка до высшей математики. Целью, которую поставил себе Доман, по его же словам является - "дать детям неограниченные возможности в жизни. А осуществление этой цели будет определяться тем, что выберет для себя ребенок, кем он решит стать, что приглянется ему из длинного списка возможностей".
Р. Штайнер - ученый, философ, педагог основатель вальдорфской педагогики. Вальдорфская педагогика - это неторопливый темп обучения. Главным признается не развитие интеллекта, а воспитание эстетически и духовно развитой личности. Поэтому большое внимание уделяется творчеству, ремеслам, наблюдениям, дети участвуют в драматических постановках, играют на музыкальных инструментах, занимаются лепкой, народными промыслами. Знания ученики получают от учителя, который преподает все предметы сам. Обычная форма работы – рассказ учителя и пересказ его учениками, показ и имитация. Но вальдорфская педагогика вам просто необходима, если ваш малыш гиперактивен, со слабой концентрацией внимания, раздражительный и агрессивный, тяжело переживает возрастные кризисы, подвержен страхам, не уверен в себе. Во время занятий огромное значение придают созданию психологического комфорта для детей.
Полезные материалы: