Наша подросла
г. Челябинск,
ул. Молодогвардейцев, 26А
(перекрёсток
ул. Молодогвардейцев и пр-т Комсомольский)
Как указывает А.С. Спиваковская, если в поведении ребенка возникли и укрепились страхи, это означает, что в его общении с родителями допущены какие-то ошибки. Не следует сразу же торопиться помочь немедленно устранить страх. Иногда такой поспешностью можно принести больше вреда, чем пользы, не снять, а еще больше укрепить страх. Родителям полезно внимательно присмотреться к ребенку, заметить все ситуации, в которых появляются страхи.
Для правильной помощи ребенку в преодолении страхов необходимо разделять понятие страха, тревоги и тревожной личности.
Страх – это специфическое острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Каждому здоровому человеку свойственно чувство страха, поскольку эта способность имеет большое значение для самосохранения. Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже наступившей опасностью.
От переживания страха следует отличать состояние тревоги. В отличие от страха тревога – это переживание отдаленной и неясной опасности. Если страх присущ всем, то тревога проявляется у разных людей по-разному. Степень тревожности ребенка зависит от стиля воспитания, прежде всего, в случае повышенной родительской требовательности при недостаточном учете возможностей ребенка, а также при противоречивых требованиях родителей (например, отец предъявляет очень высокие требования, а мать – занижает их). Тревожность проявляется и в ситуации повышенного оберегания, чрезмерной заботы. Так, Б. Спок считает, что излишняя заботливость только усиливает страх. Страхи характерны для поведения именно тревожных детей. Достаточно любого относительно нейтрального раздражителя, чтобы постоянное ощущение тревожности как бы «нашло себя», т.е. ребенку просто необходимо найти какой-то непонятный для него источник тягостных переживаний тревоги. «Кристаллизация» чувства повышенной тревожности на определенном объекте превращает неопределенную тревожность в конкретный страх. Именно поэтому для одних детей мультфильм с людоедом – забавное развлечение, а для других – образ, вызывающий острый приступ страха.
Таким образом, причина многих детских страхов не в устрашающих образах как таковых, а в лежащей за ними повышенной тревожности, ослаблении чувства безопасности, причины которых – в неправильных взаимоотношениях с родителями.
В связи с этим, если у Вашего ребенка вдруг появились страхи, необходимо, прежде всего, критично пересмотреть свои требования к ребенку. Обращайте внимание на то, не слишком ли родительские запросы превышают реальные возможности ребенка, не слишком ли часто он оказывается в ситуации «неуспеха». Необходимо повысить чувство уверенности ребенка в себе, дать ему переживание успеха, показать, как он силен, как он может, приложив усилия, справиться с любой трудностью.
Ошибочными являются попытки некоторых родителей дискредитировать страх, показать ребенку его нелепый характер. Чаще всего получается обратный эффект: страх еще больше фиксируется. Поэтому если ваш малыш боится, обязательно выслушайте его серьезно и без смеха. Дайте ему убедиться, что вы хотите его понять, и ему ничто не угрожает, так как вы всегда сможете защитить его. Постарайтесь, чтобы ребенок понял: бояться – это нормально и свойственно всем людям без исключения. Ведь иногда боязнь чего-либо помогает нам избежать ошибки или опасности. Обсудите с ним свои собственные детские переживания, вспомните, когда и как вы преодолели конкретный страх, и что вам помогло в этом.
Многие детские страхи порождаются разговорами взрослых – о медицине, маньяках, ограблениях, террористических актах и т.д. Поэтому никогда не пугайте ребенка чужими дядями, тетями, докторами и т. д. Также никогда не говорите ребенку, что вы разлюбите его, отдадите в детский дом или чужим людям. Ребенок должен знать, что вы в любой ситуации вы его поддержите. Кроме того, не нужно постоянно излучать тревогу и опасения – ребенок в этих случаях тоже начинает постоянно беспокоиться и бояться. Поэтому научитесь сами и научите своего ребенка расслабляться, снимать психическое напряжение. Если он еще мал – постарайтесь отвлечь, переключить его внимание, не дать закрепиться тягостным переживаниям.
Воспользуйтесь воображением вашего ребенка. Если он придумал себе страх, он может сделать и обратное. Попробуйте придумать какое-то животное, волшебное существо, которое поможет ему быть смелым, «большим», взрослым, бесстрашным. Очень эффективным может быть проигрывание ситуации, вызывающей страх (например, поход врачу). Сюжет можно придумать самим или взять из художественной литературы. Игра в доктора, сказка про волка, которого победил заяц, и т.д. помогают справиться со страхами, порожденными травмирующими ситуации. Полезным является также прорисовывание этих ситуаций (ночных кошмаров, ужасных историй и т.д.).
Кроме того, со страхом можно справляться постепенно. Если ребенок боится собак, составьте вместе с ним план, как вы будете знакомиться с соседской собакой. Не забывайте хвалить ребенка за мельчайшие успехи, за то, что он четко следует намеченному плану. Если ребенок боится врачей, попробуйте договориться с доктором и прийти первый раз просто на экскурсию, познакомиться с кабинетом, с инструментами. Также никогда на приеме не обманывайте ребенка, что ему будет не больно. Лучше честно предупредить, что «будет немного больно, но я знаю, что ты сильный, смелый и обязательно справишься».
Перед неприятным событием (например, перед походом к врачу) запланируйте для ребенка какой-то приятный сюрприз (поход в кафе, прогулку и т.д.) и постарайтесь настроить его на него. Пусть его жизнь будет насыщена и интересна, тогда он будет поглощен мыслями о будущем событии и забудет свой страх, отвлечется от переживаний.
Помочь ребенку справиться со страхами – это значит пережить совместную радость от обретенной победы над самим собой. Это будет вашей общей победой, потому что измениться нужно не только ребенку, но и его родителям. Удачи вам!
Детский психолог НПРЦ «Бонум»
Редина Екатерина Александровна
При подготовке статьи была использована литература:
1. Акимова Г.Е. Как помочь своему ребенку.
2. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья.